Я долго не могла побеседовать с этим человеком: у него очень плотный график, ведь он раввин всего Краснодарского края. Все же он нашел время, а я получила удовольствие с ним побеседовать и при этом узнала много нового. Знакомьтесь: Менахем-Мендл Лазар.
— Начну беседу с вами, уважаемый рав, со своего традиционного вопроса: где вы родились, где прошло ваше детство, где вы учились?
— Я родился в Питсбурге, США. Хотя мои родители к тому времени уже два года являлись посланниками ХАБАДа в России, в первое время моя мама чувствовала себя более комфортно рядом со своей семьей в Америке, и потому я родился там. Но когда мне было 2-3 недели, я уже оказался в Москве. Так что можно считать, что я родился и вырос в России. Мое детство прошло в Москве. До учебы в ешиве я сначала ходил в детский сад при Школе Куравского в Москве, потом открыли детсад для детей из более религиозных семей, и я перешел туда. Детей было совсем немного, позже открыли хедер, и нас сразу определили в него. В классе было всего шесть человек.
А почему эти воспоминания всплыли в моей памяти? И я отвечу на это вам и себе: потому что мы в Краснодаре впервые открыли начальную школу, и в ней учатся пока шестеро еврейских детей — вот такое приятное совпадение для меня.
Сегодня еврейская Москва очень отличается от города моего детства 25 лет назад. Не могу даже сказать точно, сколько здесь еврейских школ — каждый год открываются новые, что не может не радовать каждого еврея по всей России. И сейчас, когда я приезжаю в Москву уже в качестве гостя, вижу чудеса, которые происходят в еврейской жизни столицы.
Когда мы со старшим братом и с друзьями в 12-13 лет закончили хедер, нам нужно было продолжить учебу в ешиве. Мы были первым поколением детей, которые учились здесь в ешиве, и вместе с которыми началась еврейская учеба в Москве. Именно в тот год открыли ешиву, нас было девять человек всего, и не только москвичи: приехали ребята из Петербурга, из Николаева и из других городов, а также из США. Сейчас эта ешива тоже существует, на том же месте за городом. Это было просто райское место для нас всех, четыре года прекрасного существования и учебы, я до сих пор скучаю по тем дням. Единственное, к чему мы привыкали довольно долго, это график учебы: в 7.30 она начиналась, а заканчивалась в 21.30. Потом нам немного сократили часы занятий, учитывая наш возраст. Но это все нас приучило к дисциплине и к углубленному анализу приобретенных знаний. Наш старший учитель всегда говорил: «Тот, кто старается с каждым днем улучшить свои показатели, хотя бы в плавании, тот будет улучшать свои знания во всех аспектах». У нас на территории ешивы был бассейн, и мы в перерывах после учебы старались поплавать. И вообще могу сказать: наша ешива — это рай на земле. По прошествии стольких лет я с любовью и почтение вспоминаю четыре года, проведенные в ешиве, где меня учили самые замечательные педагоги, где закалился мой характер, где я развивался как личность, где были нам созданы лучшие условия для полноценной жизни.
Уже в 16 лет, после окончания ешивы, передо мной встал выбор: где продолжить учебу. Уже начиналась самостоятельная жизнь. Поскольку наш педагог был из Манчестера (Нью-Гэмпшир, США) и со мной учились несколько ребят оттуда, да еще там работали прекрасные педагоги, мой выбор пал на этот город, и мы поехали туда учиться на два года. Там мы приобрели настоящих друзей и авторитетных педагогов, с которыми общаюсь и по сей день. Там произошел очень яркий, интересный эпизод, который я до сих пор помню и с каждым годом все острее понимаю. Большая часть моих друзей решила уехать в другой город продолжить учебу по определенным причинам, я же решил остаться в Манчестере, считая, что не имеет смысла менять каждый год учебное заведение, но когда прошли все праздники, и мне стало грустно и скучно, я тоже решил переехать к своим друзьям. Но прежде я подошел к нашему раввину, чтобы посоветоваться, и он мне сказал мудрые слова, которые я буду помнить всю жизнь. Он сказал, что друзья — это очень хорошо и если хочешь, то переезжай, но если ты считаешь, что здесь у тебя учеба идет успешно, и даже если здесь осталось мало твоих друзей, может быть лучше с ними развивать отношения: пусть будет мало друзей, но зато верных и понимающих тебя.
После Америки я продолжил учебу в Израиле (так называемый «шлихут», где полдня преподавал, а полдня сам учился). А потом я приехал в Россию, не мог этого не сделать. Преподавал и параллельно учился на получение диплома раввина, это длилось год. После этого я уехал в Нью-Йорк, чтоб продолжить учебу, мне очень нравилось и нравится учиться и познавать новое, но родители активно намекали, что пора переходить к новому этапу жизни, то есть жениться. И я снова приехал в Россию и активно стал сдавать экзамены на получение раввинского звания, прошел несколько этапов. Мне организовали шидух (сватовство). Отец моей жены — главный раввин Берлина, и мы снова поехали в Нью-Йорк: я там учился, а супруга работала (говорят, что это единственный год в жизни будущего раввина, когда супруга кормит семью). Спасибо родителям, которые нам очень помогали, и я мог учиться. Вскоре у нас родился сын. Нам предлагали переехать в Берлин, создать общину для русскоязычных, это была хорошая идея. Но, с другой стороны, я очень привязан к России, держал связь со многими общинами здесь. Но Краснодар — это особый город для меня, у нас была тесная связь и взаимная любовь. Тогда председателем общины был Юрий Ткач, очень уважаемый человек, который очень меня просил приехать в Краснодар, поддержать его и начать шире развивать еврейскую жизнь на юге России. Нам посоветовали поехать в Краснодар, увидеть город, общину, а потом уже принимать такое серьезное решение. Мы так и сделали: два дня пробыли в Краснодаре, встретились с членами общины, пообщались, это было в канун Рош а-Шана. Потом поехали к моим родителям, к родителям жены, а через две недели сели и поговорили. Конечно, в Краснодаре не такая жизнь, к которой мы привыкли, но община очень хорошая, имеет большой потенциал для развития, и мы поняли, что должны быть там, где ты нужен, где можешь что-то сделать, это самое важное. Мы написали письмо Ребе, попросили благословения и приняли решение, что мы делаем этот серьезный шаг. После праздников мы поехали в Израиль, чтобы находиться рядом с одним великим раввином, чтобы еще поучиться дополнительно — это был мудрый совет моего отца: одно дело, выучить все по книгам, а другое — на практике, находясь рядом с раввином. В Израиле мы жили у дедушки моей жены, он тоже великий раввин, и это дало нам много. И вот за неделю до Хануки мы с супругой и нашим первенцем приехали в Краснодар, и с этого дня начался наш шлихут.
— Расскажите о своих родителях, о семье в которой росли, ведь наш характер формируется прежде всего в домашней атмосфере, благодаря воспитанию, которое нам дают отец с матерью.
— О моих родителях можно рассказывать долго. Многие наверняка знают, кто мои родители. Но я хочу сказать, что в семье мои родители настоящие Мама и Папа. Мы всегда чувствовали и чувствуем сейчас, что у нас есть родители, которые заботятся о нас всегда, которые всегда дарят нам любовь и поддержку, на каждом этапе нашей жизни. Когда наступал еврейский праздник, мой папа говорил, что именно этот праздник — самый его любимый. Я не понимал, как в каждый праздник можно так говорить, надо определиться: какой из них самый любимый. И папа всегда отвечал, что и для родителей самым любимым ребенком становится тот, на которого смотришь в данный момент. Несмотря на то что мы росли в многодетной семье, у нас никогда не было зависти и конкуренции между детьми, а царила настоящая любовь, — это потому, что каждый из нас знал свое место в семье и чувствовал любовь родителей, а это очень большой дар от Всевышнего. Конечно, чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что могу бесконечно учиться у своих родителей. Несмотря на то что родители были всегда заняты, дома мы чувствовали их любовь и заботу. Их загруженность делами никогда не мешала их любви к нам: они заботились об отдыхе для нас, ездили к бабушкам и дедушкам, показывали нам уважение к старшим и семейные ценности. Семья — это самая большая сила, что есть в жизни человека, и это я увидел на примере своих родителей. Дай Б-г им 120 лет жизни!
— Раввин — это духовный лидер, знаток Торы, он должен учить заповедям, а это не очень просто. Как вы пришли к тому, чтобы стать раввином общины — под влиянием отца или это ваше собственное волеизъявление?
— На самом деле нас не заставляли и не запрещали выбирать то или иное поприще. Просто перед нами был пример отца и матери — и это был для нас урок на всю жизнь. Нам часто говорили, что мы живем ради того, чтобы помогать другим людям. И мой папа постоянно повторял, что Всевышний с нами не заключил договор о том, что жизнь будет легкая и простая, любая деятельность требует приложения труда. И если со стороны кажется, что человек успешный бизнесмен, все ему легко далось, у него много денег, то на самом деле это обычно не так. Занятие бизнесом тоже требует колоссального труда, деньги нелегко зарабатывать честным трудом. Когда мы трудимся, мы создаем что- то ценное и в духовном, и в материальном плане. Это означает, что мы созидаем. Что может быть в жизни лучше, чем видеть результаты своего труда — вот главное в жизни каждого человека.
— Сейчас в Краснодаре есть синагога, общинный центр и много еврейских организаций. Какова численность общины? Сколько людей посещают шаббатние молитвы? Сколько горских евреев среди членов общины? Принимают ли они участие в жизни общины?
— В Краснодаре есть синагога, которую за последние два года почти полностью отремонтировали, осталось совсем немного, скоро состоится ее торжественное открытие после реставрации. Мы стремились сделать синагогу одновременно небольшим общинным центром. В городе есть благотворительная организация (хесед), которая проводит много мероприятий, и мы сотрудничаем очень тесно. В самой синагоге на данный момент действуют детский сад, начальная школа, продленка, подростковый клуб «Энергия», молодежный клуб «Яхад», клубы для женщин и пенсионеров («Золотой возраст»), проводятся уроки для всех членов общины.
Сколько всего членов общины, я точно не могу сказать, так как мы как еврейская организация находимся в начале пути, и с каждым разом появляется все больше и больше евреев. На данный момент у нас около тысячи членов общины, чьи адреса и телефоны мы знаем, и мы стараемся держать всех этих людей в курсе происходящих событий. Что касается шаббатних посещений, то вечером в пятницу обычно приходят 60-70 человек, днем обычно меньше. Это я говорю об обычном шаббате. А когда праздничный или особый шаббат, то приходят 150-250 человек. Ну, а если очень большой праздник, то собираются около 400 человек, но это уже не в синагоге, так как мы физически там уже не помещаемся, и это очень хороший знак. Горские евреи — один из фундаментов нашей общины, они очень помогают, они очень сплоченные, я не буду сейчас выделять поименно, но наша община на них активно опирается, они особенный, целенаправленный и дружный народ.
— В прошлом году вы вместе с представителями еврейской общины посетили останки древней синагоги, которую нашли при раскопках античного города Фанагория в Керченском проливе. Какие впечатления у вас от этого остались? И там, прочтя псалом Давида, вы сказали такие слова: «Истина не подчиняется времени. Расскажите немного об этом.
— Я туда ездил несколько раз. Это действительно особое место во всех аспектах. Очень сложно передать словами те эмоции, которые я там испытывал. Я могу посоветовать каждому еврею обязательно посетить это место и увидеть все своими глазами, если есть такая возможность. Так получилось в моей жизни, что я нечасто посещал музеи и не особо меня тянуло. А когда я посетил раскопки древней синагоги, я стал представлять себе, как там все это происходило. А главное: там место силы, и об этом говорят все, кто посещал это место. В этом месте ощущаешь силу и дух предков, как будто они тебе передают свою былую мощь и нить традиций. И те, кто получил в семье еврейское воспитание, по-особенному относятся ко всем нашим обычаям и традициям. Но сейчас, к сожалению, есть евреи, которые дома ничего из еврейских традиций не усвоили. Некоторые даже большую часть своей жизни не знали, что они евреи. Вот они начинают задавать основные вопросы, и реально видно, что они ничего не понимают в вопросах еврейства, но у них есть желание познать себя, и они двигаются вперед. Я им рассказываю о том, что в других еврейских семьях передавалось из поколения в поколение. И это даёт им толчок в познании себя. Следует понимать, что мы являемся сыновьями Авраама, Ицхака и Яакова, которые продолжают служить Всевышнему. И это не наша гордость, а гордость наших предков. И чувство этого дает нам ответственность служить и продолжать дело наших отцов. Визит к древнейшей синагоге усиливает чувства нашей молодежи, ведь это все находится у нас в крае, а не где-то там далеко. Именно здесь, в этих местах наши предки молились и возносили хвалу Всевышнему. И выражение «истина не подчиняется времени» еще сильнее ощущается в Фанагории.
— Наш народ на протяжении веков подвергался гонениям, погромам, травле, но все равно выживал и шёл вперёд. В чем источник его силы?
— Если коротко, то это наша вера и упование на Всевышнего — вот в чем источник силы нашего народа. Есть одна песня о вере во Всевышнего, и во время Второй мировой войны, когда евреев перевозили в поездах в концлагеря, один из узников начинал петь эту песню и просил передать другим, и ее подхватывали, чтобы их песнь песней была услышана. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее, но когда ты знаешь, что все под контролем Всевышнего и он руководит жизнью каждого человека, то это очень успокаивает человека. Иногда надо задать себе вопрос, что я могу и должен сделать в это время и этом месте, что Всевышний хочет от меня конкретно, ведь все, так или иначе, идет от Него, и Всевышний сам по себе очень милостив. Иногда мы видим это сразу, иногда нужно какое-то время, чтобы ощутить милость Всевышнего.
— Вера и традиции помогают соблюдающим евреям преодолевать жизненные невзгоды?
— Вера всегда держала наш народ, она находится внутри каждого из нас, передается из поколения в поколение. Но одной веры недостаточно, ведь все заповеди и традиции, которые Всевышний дал нашему народу, каждый еврей должен помнить и соблюдать. Тфилин, шабат, кашрут и многое другое показывают, как человек может жить правильно. Заповеди, традиции и вера помогают человеку в любой ситуации.
— Расскажите о своей семье. На супруге лежит основная обязанность по воспитанию детей. По каким принципам вы их воспитываете?
— Моя супруга из Берлина. Наши семья очень похожи. Ее родители, как и мои, стали посланниками Любавичского ребе. Образ жизни наших семей построен на одних и тех же основах и семейных принципах: это наша вера, доброе отношение к любому человеку. Мы делаем то, что хочет Ребе от нас, развиваем еврейскую жизнь в любом месте. Конечно, в основном воспитанием детей занимается моя супруга. И она относится к детям бережно, трепетно, внушает им то, что передавалось в наших семьях из поколения в поколение. У нас многодетная семья, и мы с супругой договорились, что только личным примером мы покажем своим детям, как нужно строить свою жизнь. Моя любимая бабушка, мамина мама, очень рано из-за болезни потеряла мужа, моего дедушку, и одна сама поднимала своих маленьких детей. И когда у нее спрашивали, как ты одна воспитала таких хороших детей, она отвечала: «Я их игнорировала». Она не имела в виду, что не обращала на них внимания, но не потакала их капризам, а своим личным примером показывала, как надо жить и сосуществовать в большой семье. Пример родителей — очень показателен для детей.
— Какой совет вы бы дали молодому еврейскому поколению?
— Это я могу сказать не только еврейской молодежи, но и всему подрастающему поколению: прислушиваться к старшим, к их советам. А то многие молодые люди считают себя самыми умными, и думают, что в крайнем случае все будут черпать из Интернета и не думать. В этом они заблуждаются. Мудрость наших старших ничем не заменишь.
А вот еврейской молодежи я скажу самое главное: необходимо создать еврейскую семью, продолжить свой еврейский род.
— Благодарю вас, уважаемый рав, за то, что нашли время для беседы с нами. Было очень интересно и познавательно. Я, уже взрослая женщина, почерпнула из беседы с вами много нужного для меня, и наши читатели, уверена, — тоже.






