
Наш собеседник — Михаил Шейнин, коренной москвич, продюсер легендарного, музыкального спектакля «Кабаре Терезин», во время действия которого, перед зрителями оживает подлинная летопись кабаре Терезинского гетто. Именно в нём, во время Великой Отечественной войны, находились в заключении литераторы, актеры, музыканты, еврейская интеллигенция Западной Европы. И для того, чтобы преодолеть тяготы лагерной жизни и не пасть духом, узники решают создать настоящий театр, где исполняются скетчи и сатирические номера, что становится их излюбленным местом обитания.
Печальная, нравственная, поучительная история, в которой много юмора, музыки и веселья. Герои на сцене сопротивляются чудовищной трагедии и немыслимому горю, находя повод для радости даже в самых тяжёлых ситуациях. Этот спектакль призывает любить жизнь и ценить каждый ее момент. А лозунг терезинцев: «Обнимитесь друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!» Спектакль основан на текстах, музыке и детских рисунках, созданных в Терезиенштадте.
***

Сцена из спектакля «Кабаре Терезин».
— Михаил, пожалуйста, давайте сначала немного расскажем нашим читателям, что из себя представлял Терезиенштадт, с исторической точки зрения.
— Терезинское гетто открыли нацисты для уничтожения евреев. Оно располагалось на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже, и было создано в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо. За годы войны туда попало около 140 тысяч человек (среди них — 15 тысяч детей), из которых, около 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Аушвиц и другие лагеря смерти, где почти все были умерщвлены. Одной из задач этого гетто являлась дезинформация и массовая пропаганда, представлявшая так называемое «гетто для пожилых» в качестве образцового места для евреев. Нацисты таким образом стремились убедить мировое сообщество, что евреи не подвергаются в этом гетто никаким притеснениям. С 1942 года, после Ванзейской конференции, нацисты стали массово депортировать туда пожилых евреев с территорий Германии и оккупированных европейских стран. Еще один очень интересный факт: в 1944 году туда приехала делегация «Красного креста», и нацисты продемонстрировали ей якобы «нормальную» жизнь узников: школу, больницу, детский сад, показали выступление еврейских детишек. Терезиенштадт был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года, выжило 30 тысяч заключённых.
— Коснулась ли как-то ваших близких Великая Отечественная война?
— Разумеется, война коснулась и моей семьи. Мои родители, будучи совсем маленькими детьми, прошли через все ужасы войны, а спаслись, как многие советские евреи, благодаря эвакуации. Мой дедушка, подполковник Борис Шейнин – воевал с немцами, но о своем фронтовом пути нам рассказывал нечасто.

Сцена из спектакля «Кабаре Терезин».
— «Кабаре Терезин» повествует о жизни литераторов, актеров, музыкантов и иных представителях творческих профессий, заключённых в гетто, где, несмотря на все бедствия, тяготы и лишения, узники создали настоящее кабаре, в котором танцевали и выступали с разными ироничными номерами. Это — не самая легкая тема для спектакля, поэтому интересно, как и с чего началась работа над подобным проектом?
— Пианист и композитор Сергей Дрезнин на протяжении 25 лет по крупицам собирал материалы о гетто в Терезиенштадте: архивные материалы, музыку, стихи, с которыми там выступали артисты и даже детские рисунки. Многие из этих материалов мы перевели на русский язык. И как раз у Сергея Дрезнина и режиссера Нины Чусовой возникла идея сделать на основе всего этого яркий, полноценный спектакль, завершённое сценическое действо. Не знаю, почему так случилось, но именно Терезиенштадт отличался очень высоким образовательным и профессиональным уровнем заключённых, среди которых действительно насчитывалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью, ежедневно устраивавших спектакли. В этом гетто действовали синагоги, в его стенах выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, лекции, одним словом, велась активная культурная жизнь. А вот случаев организованного сопротивления в Терезине выявлено не было, имели место лишь единичные побеги.

Сцена из спектакля «Кабаре Терезин».
— Надо же. Узники чувствовали, что их ожидает, как думаете?
— Думаю, обитатели гетто догадывались, что их ждет в будущем, но не были в этом уверены. И несмотря на весь ужас и мрак происходящего, вопреки голоду, холоду, смертельным болезням, пытались жить полноценной жизнью, в чём им так помогало творчество. Так вот, то самое кабаре в гетто и послужило темой нашего спектакля. Конечно, когда мы взяли в работу этот материал, то ступили в очень опасную зону, потому что про серьезные вещи мы говорим нашим зрителям каким-то музыкальным, иногда даже сатирическим языком, что, кстати, вполне в духе заключенных Терезина. Но ведь все тексты спектакля написаны самими узниками, и это — именно их отношение к жизни, когда даже в самых трагических, беспросветных ситуациях они пытались шутить: «Обнимитесь, друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!»

Сцена из спектакля «Кабаре Терезин».
— Михаил, то, что без юмора нам нельзя, весьма актуально и в нынешний период. А когда вы впервые продемонстрировали зрителям это оригинальное музыкальное зрелище?
— Премьера «Кабаре Терезин» состоялась три года назад, в пандемийный, 2020-й год. За это время мы активно играли этот спектакль в Центральном доме Актера в Москве, ездили с ним с гастролями в другие города России. В 2022-м году в жизни спектакля произошло важное событие: он была признан лучшим музыкальным спектаклем 2022-го года, в рамках премии «Музыкальное сердце театра». И наш коллектив особенно гордится этим, весьма важным для нас, приятным и почётным фактом, получив награды в четырёх номинациях: за лучшую режиссуру Нины Чусовой, за лучшее исполнение главной женской роли нашей певицей Марией Биорк, за лучшую музыкальную аранжировку, которую выполнил композитор Сергей Дрезнин и, самое главное, за лучший музыкальный спектакль.

Сцена из спектакля «Кабаре Терезин».
— Где сегодня можно посмотреть «Кабаре Терезин»?
— В последнее время, спектакль «Кабаре Терезин» проходит в комфортабельном столичном театре «Маска». Данный зал, между прочим — на шестьсот мест, пришелся по душе и москвичам, благо, метро Фрунзенская от него — в двух шагах. Пользуясь случаем, приглашаю туда наших читателей! Сами все увидите. О выходе следующего спектакля будет сообщено дополнительно, следите за афишей. Добавлю также, что предприниматель Виктор Вексельберг — член бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто, поддержал наше стремление поставить этот спектакль на большой сцене. Выражаем ему свою особую признательность: если бы не его поддержка, этого спектакля никогда бы не было. Также, благодарю за всестороннее содействие Евгения Белова — члена президиума НО БФ РЕК.

На общем фото, слева направо: Премьера «Кабаре Терезин». Николай Землянских — солист Большого театра России, режиссер Алексей Франдетти, Генеральный директор Фонда Елены Образцовой и Международных Конкурсов Елены Образцовой Наталья Игнатенко, продюсер Михаил Шейнин и его супруга Галина, хореограф — постановщик музыкального спектакля «Кабаре Терезин», артист балета и бывший художественный руководитель Балета Большого театра России Сергей Филин.
— Мне, давно сотрудничающей с Российским Центром «Холокост», более тридцати лет бережно сохраняющем память о Холокосте, весьма любопытно узнать: какова основная зрительская аудитория спектакля? Это — лишь те, чьих предков коснулся Холокост?
— Вовсе нет, наши зрители — люди самых разных национальностей. Катастрофа европейского еврейства — это общечеловеческая, общемировая трагедия, как евреев, так и не евреев. Мы уже давно это поняли, а сейчас конкретно убедились в том, что Холокост — это не про какую-то конкретную нацию, а про людей вообще. Про примеры силы духа и выживания, основанные на личных историях, про индивидуальный выбор каждого человека, про предательство и спасение, про отвагу, смелость и мужество. Все это — по-прежнему мотивирует и дарит всем нам надежду и сейчас. Зрители спектакля глубоко проникаются этой исторической темой, плачут во время действия и не уходят до его окончания, многие и вовсе впервые узнают об этих жутких, страшных вещах — именно у нас.
— Невероятно трогательно. А с чего на сцене всё начинается?
— По сюжету спектакля, однажды в Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная писательница из Праги, вместе с мужем и сыном. Они постепенно привыкают к трудностям и тоже начинают выступать на подмостках Кабаре Терезин, где обретают новых друзей — актрису Ханну и режиссера Карела. Вместе с ними приезжает и веселый старик Мендель, не унывающий ни в какой ситуации. Они становятся одной большой семьей: вместе отправляются на работу и на редкие, но яркие праздники.
— Удивительно…
— Казалось, что жизнь налаживается, но это ощущение, понятное дело, являлось ненастоящим и обманчивым. Помню, когда режиссер спектакля Нина Чусова придумывала образ Менделя, то искала для него какие-то меткие, еврейские выражения, которые прочно закрепят его характер в восприятии наших зрителей. Ведь еврейский народ преодолел очень многое, прошел огромный, сложный путь и накопил немало великой национальной мудрости, полезной для самых разных этносов. Рекомендую этот спектакль всем возрастным категориям, включая молодежь. Отмечу, что его тема прочно перекликается с фильмом Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» 1997-го года, который тоже надо смотреть в непростые времена.
— Согласна…
— До сих пор трудно представить, что от многомиллионной толпы — остался только пепел, как нельзя до конца осознать близость собственной смерти. Тот самый Мендель, о котором говорил раньше, собираясь «на восток», долго пытается выяснить, сколько ехать до Освенцима. Но вместо горького прощания, восклицает: «Кстати, мои дорогие… давно хотел сказать: кофе в вашем кабаре — помои!»
— Поговорим немного о тех, кто исполняет роли в этом изумительном спектакле…
— У нас – отличные, именитые актеры и, кстати, нет второго состава, потому что наша труппа, за те годы, что идёт спектакль, очень крепко подружилась. В первом и единственном составе играют: Валерия Ланская, Мария Биорк, Денис Котельников, Иван Новоселов, Антон Эльдаров, Константин Соколов.
— На чём завершим нашу беседу?
— Не сомневаюсь, что как можно больше зрителей должны непременно узнать эту трагическую историю смелых, мужественных, сильных людей, которые не ушли в депрессию, а смогли, пребывая в заключении и зная, что каждый день могут погибнуть, создавать художественные произведения, петь, шутить, верить в лучшее, танцевать, выступать на сцене. Разумеется, «Кабаре Терезин» лучше один раз увидеть самому…
Автор Яна Любарская.
Фото из Архива Михаила Шейнина.