КультураТеатр

«Люблинский штукарь» — история о настоящей любви, потере и обретении себя…

Поделиться:

В начале 2023-го года театр «Шалом» вернулся на свою историческую сцену на Варшавском шоссе, что стало настоящим праздником для всех его актеров и сотрудников. Еще бы! После восьми лет нелегких трудов и долгих скитаний в качестве гостей по различным столичным театральным площадкам, в ожидании окончания ремонта, «Шалом» наконец-то вновь занял родные стены.

***

«Я горд работать в театре, который является наследником традиций ГОСЕТа – Московского государственного еврейского камерного театра – великого Соломона Михоэлса. Прекрасно, что у нас получилось вернуть его на театральную карту столицы, России и мира», – отметил тогда, на открытии, художественный руководитель театра, неподражаемый Олег Липовецкий.

Он также подчеркнул, что «Шалом» — театр для всех национальностей, рассказывающий любимым зрителям о толерантности, антифашизме, добрососедстве, через оригинальные постановки.

И вот, вместе с теплым апрельским солнцем и традиционным для этого времени года весенним обновлением, в театре наступила череда красочных, запоминающихся показов, о которых еще долго будут говорить в Москве и за ее пределами.

Подходя в этот вечер к знакомому зданию, можно было увидеть толпу людей с горящими глазами, самых разных возрастов, пытавшихся первыми увидеть новую постановку, с жадностью спрашивающих заветный «лишний билетик». Несомненно, это и есть настоящий успех спектакля, режиссера и всей смелой, креативной театральной команды!

Как вы уже поняли, в «Шаломе», с грандиозным триумфом прошла премьера спектакля «Люблинский штукарь», по роману Исаака Башевиса-Зингера, режиссера Яны Туминой из Санкт-Петербурга, неоднократного лауреата премии «Золотая маска», сильного мастера, работающего на стыке театра драмы, театра художника, театра кукол и предмета. В основе текста пьесы, заставляющей задуматься и многое переосмыслить и в своей жизни – перевод Асара Эппеля. Этот спектакль родился буквально из вдохновения и нового прочтения книги мастера, ничуть не затмившего первоначальной задумки Исаака Башевиса — Зингера, органично перетекая в свежий, захватывающий, волнительный сюжет, с новыми красками, событиями и конечно — незабываемыми эмоциями.

Говоря об авторе данного произведения, Исааке Башевисе Зингере (1904-1991), стоит отметить, что он писал на идише, спасая от забвения и сам язык, и погибший мир польского еврейства. При жизни он выпустил немало книг — рассказы, романы, книги для детей, пьесы, воспоминания и переводы. А в 1978 году — был удостоен Нобелевской премии по литературе «за эмоциональное искусство повествования, поднимающее вечные вопросы».

Сам спектакль и его харизматичный актёр — главное действующее лицо всего сценического действа, молниеносно произвели на меня неизгладимое впечатление!

Основной герой романа «Люблинский штукарь» — весьма одаренный человек, выдающийся фокусник, запутавшийся в своих страстях и желаниях, пребывающий во власти душевного смятения. Это — повествование о гении, одарённом физически и интеллектуально, об артисте, циркаче, своеобразном мыслителе. Яша Мазур легко покоряет сердца людей и получает то, чего жаждет, ему под силу буквально всё: взломать любые замки, загипнотизировать толпу, сделать сальто на проволоке. Его обожает публика, он умен, физически привлекателен и талантлив, перед ним открываются любые закрытые двери. Кажется, что для этого персонажа просто нет ничего невозможного, что он априори обладает всем тем, к чему другие люди идут долгими — долгими годами.

У Яши есть жена Эстер (Анна Терентьева), которая верна ему, дожидаясь супруга дома и, как это часто бывает у представителей богемы и разных творческих профессий, аж три любовницы: Магда (Алина Исхакова), Зевтл (Евгения Романова) и Эмилия (Елизавета Потапова). Однако, попав в ловушку собственных возможностей, фокусник оказывается на пороге гибели. И тут, аудитории зрительного зала становится понятно, что феноменальная одаренность – ещё и огромное искушение: «Скучно жить, поэтому появляется большое количество женщин, и он не знает, что делать со своей жизнью, хочет её изменить, но никак не может заставить себя сделать первый шаг!», – объясняет поведение своего запутавшегося героя актёр Евгений Овчинников.

Надо подчеркнуть, что «Люблинский штукарь» виртуозно и умело сочетает в себе все, что нужно современному зрителю. В нем есть и ярчайшие актёрские работы, и любовь, и страсть, и рассудительная, направляющая рука великого писателя, и неординарные декорации, и качественный грим, и грамотно подобранные, аутентичные костюмы, рисующие перед нами целую эпоху, и мощная драматургия, уносящая в иную реальность, в наше прошлое. Завораживающего волшебства, горстку магии и особого, сказочного настроения на сцене добавляют крафтовая бумага и видеопроектор.

В течение двух актов пьесы, перед зрителями разворачивается живой сюжет о потере и об обретении себя, о настоящей любви, о совершении выбора и о возможности спасения, даже если весь мир вокруг – разрушается…

Хочу отметить и приятный актерский состав «Люблинского штукаря», это: Евгений Овчинников, Антон Шварц, Николай Тарасюк, Григорий Каганович, Сергей Шадрин, Дмитрий Цурский, Светлана Свибильская, Евгения Романова, Анна Терентьева, Алина Исхакова, Елизавета Потапова.

Лично мне, помимо безукоризненного исполнения роли главного героя и органичного участия в постановке новых актеров театра, хочется отметить и потрясающую игру легендарного, старейшего сотрудника театра «Шалом» Григория Кагановича. Он оказался очень убедителен в роли отца, иногда появляющегося на сцене, чтобы дать совет или что-то рассказать. Также, надо отдать должное отличной работе молодого, но успевшего завоевать заслуженное признание зрителей, актера Николая Тарасюка — в роли Ангела. Эти двое – искусно вложили в происходящее на сцене и свою неповторимую нотку личной харизмы, энергетики, профессионализма, помогая зрителям еще глубже окунуться в эту поучительную, нравственную историю.

В спектакле – много элементов связано с великим цирковым искусством, овладеть которым, конечно, может далеко не каждый. Известно, что для участия в этой постановке, актёры с упоением изучали разные фокусы, добросовестно осваивали хореографию, пластику.

Поверьте, нам, зрителям, сидя на своих комфортных местах в зале — только кажется, что героям на сцене все эти диковинные «штуки» даются совсем легко и с первого раза! На самом же деле, чтобы у актера получился, например, эффектный трюк с картами, ему заранее приходится сделать массу неудачных попыток и прилично в этом деле натренироваться. Но только ни в коем случае не разочаровать, не обмануть ожидания и надежды зрителей, искренне влюбленных в своих героев.

Браво режиссеру и всей талантливой команде театра «Шалом»! На удивление, время, проведенное за просмотром этого спектакля, пронеслось быстро и незаметно, а смотреть «Люблинский штукарь» оказалось интересно и познавательно. Обладающая глубокой тонкой мудростью, с присущим только ей национальным еврейским колоритом, ослепительная, чувственная философия великого литератора, благодаря Яне Туминой, постепенно, шаг за шагом, мастерски оживала перед зрителями, никого не оставляя равнодушным…

Спектакль был создан в рамках реализации гранта Президентского фонда культурных инициатив.

Литературная газета.

Фото предоставлены пресс — службой театра «Шалом». Фотограф Анна Лебедева.

Больше в:Культура

Культура

Человек оркестр

Как быстро и безжалостно катится волна времени, периодически захлёстывая пенным перекатом. Картины жизни движутся всё ...