ИнтервьюИсторияКультураТеатр

Режиссер Нина Чусова: «Холокост — это общечеловеческая трагедия…»

Поделиться:

13 мая в Московском дворце молодежи вновь состоится музыкальное представление «Кабаре Терезин» с участием звезд московских мюзиклов. Спектакль основан на реальных событиях: это всемирно известная история о силе духа и сохранении надежды и любви даже в самых тяжелых жизненных условиях. О нашумевшей постановке, признанной лучшей в 2022-м году, мы побеседовали с известным российским театральным режиссёром, главным режиссёром Свердловского академического театра музыкальной комедии, лауреатом премии Российского еврейского конгресса «Хранитель памяти» за 2024 год, Ниной Чусовой. В условиях пандемии она поставила музыкальный спектакль «Кабаре Терезин», основанный на стихах и музыке узников Терезинского гетто.

***

— «Кабаре Терезин» рассказывает о жизни литераторов, актеров, музыкантов и иных представителях творческих профессий в гетто, где, несмотря на все бедствия, тяготы и лишения, узники создали настоящее кабаре, в котором танцевали и выступали с разными веселыми номерами. Не самая легкая тема для спектакля, поэтому хочется узнать, как и с чего началась работа над проектом?

— Пианист и композитор Сергей Дрезнин последние 25 лет по крупицам собирал материалы о гетто в Терезиенштадте: архивные материалы, музыку, стихи, с которыми там выступали артисты и даже детские рисунки. Многие из этих материалов мы перевели на русский язык. В какой-то момент, у нас с ним и возникла идея сделать на основе всего этого запоминающийся спектакль. Продюсером «Кабаре Терезин» стал Михаил Шейнин.

Не знаю, почему так случилось, но именно Терезиенштадт отличался очень высоким образовательным и профессиональным уровнем заключённых, среди которых действительно насчитывалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью, ежедневно устраивавших там спектакли. В этом гетто действовали синагоги, в его стенах выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, лекции, одним словом — велась активная культурная жизнь. А вот случаев организованного сопротивления в Терезине выявлено не было, имели место лишь единичные побеги.

— Любопытно…

— Сначала мы играли наш спектакль в зале подвального помещения, где было всего сорок мест, побоявшись сразу выходить с ним на большую сцену. Репетировали тайно, в напряженной обстановке пандемии, когда москвичам вообще нельзя было выходить из дома. А мы все равно выходили и встречались, словно выполняя какую-то свою, особую, тайную миссию. Глубоко прониклась сюжетом «Кабаре Терезин», и жизнь сама подсказывала мне некие ходы, чтобы приступить к этому, неординарному материалу о Холокосте. В процессе подготовки сценария, я прочитала все оригинальные письма, какие-то записочки и стихи, написанные узниками. Все это невозможно было видеть без слез! Удивительно, что среди этих архивных находок обнаружились и сатирические песни, когда узники смеялись над самими собой!

— Согласна, невероятно мужественные люди! Нина, вы говорите, что сначала играли этот спектакль в маленьком зале, а что было потом?

— Затем мы стали играть его в Центральном доме актера, где тоже были полные залы, ездили с ним на гастроли, в другие города России. Сейчас даём «Кабаре Терезин» на сцене театра «Маска», где у нас уже пятьсот мест, и всегда полный зрительный зал, что явно свидетельствует об увеличении интереса к нашему детищу. В 2022-м году, в жизни постановки произошло важное событие: она была признана лучшим музыкальным спектаклем 2022-го года, в рамках премии «Музыкальное сердце театра». Мы тогда получили премии в четырех номинациях: я — за лучшую режиссуру, за лучшее исполнение главной женской роли награду получила наша певица Мария Биорк, а композитор Сергей Дрезнин был отмечен за лучшую музыкальную аранжировку.

— Что из себя представляло Терезинское гетто?

— Нацисты создали его для уничтожения евреев. Оно располагалось на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже, и было создано в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо. За годы войны туда попало около 140 тысяч человек (среди них — 15 тысяч детей), из которых, около 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Аушвиц и другие лагеря смерти, где почти все были умерщвлены. Одной из задач этого гетто являлась дезинформация и массовая пропаганда, представлявшая так называемое «гетто для пожилых» в качестве образцового места для евреев. Нацисты таким образом стремились убедить мировое сообщество, что евреи не подвергаются в этом гетто никаким притеснениям. С 1942 года, после Ванзейской конференции, нацисты стали массово депортировать туда пожилых евреев с территорий Германии и оккупированных европейских стран. Еще один очень интересный факт: в 1944 году туда приехала делегация «Красного креста», и нацисты продемонстрировали ей якобы «нормальную» жизнь узников: школу, больницу, детский сад, показали выступление еврейских детишек. Терезиенштадт был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года, тогда выжило 30 тысяч узников.

—  Заключенные гетто чувствовали, что их ожидает, как думаете?

— Думаю, догадывались, но не были в этом уверены. И несмотря на весь ужас и мрак происходящего, несмотря на голод, холод, смертельные болезни, пытались жить полноценной жизнью. Так вот, то самое кабаре в гетто и послужило темой нашего спектакля. Конечно, когда мы взяли этот материал, то ступили в опасную зону, на топкую тропу, потому что про серьезные вещи мы говорим нашим зрителям каким-то музыкальным, иногда даже сатирическим языком. Но все наши тексты написаны самими узниками, и это — именно их отношение к жизни, когда в самых трагических ситуациях они пытались шутить, не боясь смотреть в глаза смерти: «Обнимитесь, друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!»

— Что думаете об отношении россиян к этой теме, уже несколько лет наблюдая за реакцией зрителей, насколько им сегодня вообще нужны подобные спектакли? И не является ли данная тема интересной лишь тем, чьих предков она затронула? К тому же, репатриация евреев на свою историческую Родину – никогда не прекращалась. Отражается ли данная тенденция на наполняемости зала?

— Нет, никак не отражается, ведь это, как оказалось – совершенно не еврейская история. Последний наш показ доказал, что люди интересуются нашим прошлым и совсем не хотят, чтобы все эти ужасы повторились. В нашем зале всегда находятся зрители совершенно разного возраста – молодежь, гости чуть старше, старики. Заметила, что молодые люди выходят от нас совершенно ошарашенные, с округлившимися, от этой новой информации, глазами. Многие ведь только попав к нам, впервые узнают всю эту страшную историю, до того не имея ни малейшего понятия о Терезинском гетто. Конечно, поначалу у нас были опасения, что это — невеселая тема, и вряд кто-то захочет покупать билеты на такой спектакль. А оказалось – все совершенно наоборот, и мы зря переживали. Может быть потому, что у нашего спектакля – актуальный, очень жизнеутверждающий посыл, вновь подтверждающий простую истину, что нужно оставаться человеком в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах! Мне кажется, сейчас это — особенно важно. Считается, что в непростые периоды следует ставить комедии, чтобы всем нам немного расслабиться и посмеяться, снять напряжение. Но вот видите, наш опыт говорит о том, что наши зрители хотят и правды жизни от людей, находившихся в трагических обстоятельствах. Они хотят услышать от них, как надо жить, как надо верить в жизнь, как надо ее любить и как надо друг другу помогать! Весьма неожиданный эффект… Повторюсь — несмотря на столь сложную тему, у нас всегда – полные залы, и нет ни одного отрицательного отзыва.

— «Кабаре» — скорее западный жанр, насколько он пришелся по душе россиянам?

— К счастью, несмотря на то, что «кабаре» — западный жанр, наш спектакль пользуется большой популярностью в России, может быть потому, что все роли в нем исполняют очень честные артисты. На него приходят разные зрители, и все обязательно плачут, когда Ильзе (актриса Валерия Ланская) поет сочиненную в лагере колыбельную «Wiegala». Она исполняет её не на русском языке, не на идише, а на немецком, но публика все понимает, благодаря эмоциональному наполнению этой композиции. И даже если актеры иногда переходят с русского на немецкий, это ничуть не мешает зрительскому восприятию.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце, о сюжете спектакля.

— По сюжету «Кабаре Терезин», в Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная писательница из Праги с мужем и сыном. Второго сына им удалось отправить к родственникам в Швецию, а Томаш приехал с мамой и папой. В гетто они встречаются с Карелом Швенком и его партнершей по кабаре Ханной, постепенно привыкая ко всем трудностям заключения: страху, голоду, холоду, скученности, суровому распорядку. Вопреки всему этому, «новички» начинают выступать на подмостках «Кабаре Терезин». Вместе с семьей писательницы, в гетто приезжает и неунывающий, веселый старик Мендель, которого мы запоминаем по его слогану: «Лучше умереть от смеха, чем от страха». Вместе, заключенные отправляются на работу и на редкие, но яркие праздники, что создает у них хрупкое ощущение, что жизнь худо-бедно налаживается. Наше музыкальное представление также отличается изумительным, звездным актерским составом, это: Валерия Ланская, Мария Биорк, Денис Котельников, Иван Новоселов, Антон Эльдаров, Константин Соколов.

— В рамках прошедшей «Недели памяти» — 2024 в Российский Центр «Холокост» было прислано более 400 информаций о проведении мероприятий «Недели памяти» как в 76-ти регионах России, так и в Белоруссии. Сотрудники данной организации активно участвовали в центральных мероприятиях «Недели памяти», а подготовленная ими выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение» экспонировались в 10 регионах России, а также в Историко-краеведческом Музее г.Дубоссары (Приднестровская Молдавская Республика). Тем не менее, мне и самой часто приходилось слышать упрёк: «Ну, вы опять со своим Холокостом!»

— Признаюсь, ни разу не слышала подобных упреков, и нас никто не обвинял в том, что наш спектакль – на эту страшную тему. Да и из актеров у нас – один еврей на всех. Холокост — это общечеловеческая, общемировая трагедия, как евреев, так и не евреев. Мы уже давно это поняли, а сейчас конкретно убедились в том, что ШОА — это не про какую-то конкретную нацию, а про людей вообще. Про примеры силы духа и выживания, основанные на личных историях, про индивидуальный выбор каждого человека. Все это — по-прежнему мотивирует и дарит надежду. Наоборот — люди очень проникаются этой темой, плачут во время спектакля и не уходят из зала до окончания сценического действа. Как сказала ранее, у нас в спектакле есть яркий герой, по имени Мендель. И когда мы придумывали его образ, я искала для него какие-то еврейские мудрости, которые прочно закрепят его характер в памяти зрителей. Ведь еврейский народ преодолел очень многое, прошел огромный путь и накопил немало великой мудрости, которую мы можем использовать и для себя.

— Есть ли у вас еврейские корни?

— Да, и мне иногда кажется, что я и сама – негласный хранитель еврейской культуры! (смеется*) За моими плечами ведь имеется еще один еврейский спектакль, под названием «Диббук». Оказалось, что и он интересен нашей публике! Обожаю еврейскую литературу и культуру, она — гениальна! Мне импонирует сочетание мудрости, трагикомичности, иронии еврейского народа над самими собой, когда даже в самых сложных обстоятельствах они находят время для смеха, для юмора. Глядя на поющих и танцующих заключенных Терезинского нетто, и мы сегодня должны найти в своей душе место для улыбки, чтобы обняться, а не конфликтовать, не разобщаться.

— В наши дни в Москве идет огромное число спектаклей. Объясните нашим читателям, почему 13-го мая они должны прийти именно к вам?

— «Кабаре Терезин» — конечно серьезный, пронзительный, динамичный спектакль, а не развлекательный, как может показаться в самом начале. При этом он несет в себе огромный смысл, глубокие нравственные уроки, никого не оставляя равнодушным, заставляя свою аудиторию задуматься и переосмыслить свою жизнь. Рекомендую его всем возрастным категориям, включая молодежь. Тема нашего спектакля перекликается с фильмом Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» 1997-го года, который тоже надо смотреть в самые тяжелые времена. Не сомневаюсь, что все граждане нашей страны должны непременно узнать эту трагическую историю смелых, мужественных, сильных людей, которые не ушли в депрессию, а смогли, пребывая в заключении и зная, что каждый день могут погибнуть, создавать художественные произведения, выступать на сцене. И я очень рада, что 13 мая «Кабаре Терезин» снова пройдет в МДМ, в театре «Маска», в прекрасном новом, комфортном зале. Пользуясь случаем, приглашаю туда наших читателей!

Добавлю также, что предприниматель Виктор Вексельберг — член бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто, поддержал наше стремление поставить этот спектакль на большой сцене. Выражаю ему свою особую благодарность: если бы не его поддержка, этого спектакля никогда бы не было. Также благодарю за всяческое содействие в этом вопросе Евгения Белова — члена президиума НО БФ РЕК.

Автор Яна Любарская.

Больше в:Интервью