Недавно, с огромным удивлением я узнала, что из Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра собираются уволить его художественного руководителя и дирижера, моего хорошего друга Мурада Атаевича Аннамамедова. Об этом сообщила депутат муниципалитета Ярославля Любовь Сурова, назвав происходящее странным и труднообъяснимым, предположив, что это место освобождают под чьего-то протеже.
Маэстро проработал в этой должности 30 лет, являясь Заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом России, автором ироничных книг «Люди искусства» и «Записки скучающего дирижёра». Ему также было присвоено звание «Почетный гражданин Ярославской области» — за значимый вклад в развитие культуры, искусства, образования, за деятельность, способствующую улучшению жизни населения региона и повышению роли авторитета Ярославской области в РФ и на международной арене.
Он родился в Москве. Его мама Гозель Аннамамедова — известный музыкант и педагог — первая туркменская пианистка, заслуженный деятель искусств Туркменистана. По легенде, именно с неё лепили золотую фигуру туркменки, авторы культового Фонтана «Дружба народов» — одного из символов не только ВДНХ, но и Москвы.
При нашем герое, оркестр филармонии вышел на новый уровень, получив статусы губернаторского и академического. Но мало кто знает, что за всеми его успешными концертами стояли ежедневный, кропотливый труд и дотошные репетиции.
Всё, за что бы мастер ни взялся, получалось у него самым наилучшим образом. Недаром говорят: талантливый человек — талантлив во всём. Он не ограничивает себя лишь музыкальными пристрастиями, а также активно увлекается историей, литературой, философией, исследованием обычаев и культур разных народов.
Решение филармонии вызвало большие вопросы и негодование ярославцев, которые высоко оценивают талант дирижера. Горожане создали петицию в поддержку худрука, и теперь, каждый день эмоционально требуют восстановить его в должности. В защиту этой известной личности высказались не только жители старинного русского города, расположенного у слияния рек Волги и Которосли, но и яркие представители науки, искусства, культуры, политики из российской столицы и зарубежных стран.
Не желая разбираться во всех перипетиях и «грязном белье» этой гнусной истории (пускай это остаётся на совести тех, кто всё это инициировал), я не смогла остаться в стороне от происходящего и тихо «отсидеться».
Ведь Мурад Атаевич – не только виртуоз с большой буквы, но и невероятно эрудированный профессионал, с тонкой душой и огромным сердцем, где есть место для каждого, с широким кругом интересов, никогда не остающийся равнодушным к чужим проблемам, а также – большой друг еврейского народа.
Он всегда придёт на помощь, окажет поддержку, как бы не был занят. В этом я убедилась лично, на протяжении более десяти лет нашей дружбы и общения.
А познакомились мы в 2013-м году, когда, в качестве журналиста, я приехала писать для журнала «Алеф» о зимнем концерте, к 90-летию Эдуарда Колмановского «Отцы и дети», с успехом состоявшемся в Ярославской государственной филармонии. Мероприятие проводил сын Эдуарда Савельевича, композитор Сергей Колмановский, прилетевший по такому важному поводу из Ганновера, где постоянно проживает.
Передо мной в те дни предстал не только завоевавший всемирное признание, эдакий бренд самого себя — Мурад Аннамамедов, который искусно и с любовью дирижировал оркестром, словно волшебник, рассыпая по залу разноцветные искры своей, божественной музыки. Но и очень тёплый, по-восточному радушный, приветливый хозяин от энергии, позитива и отличного настроения которого, молниеносно согревалось всё вокруг. Этим светом и силами он невольно заряжал других. Никогда не видела, чтобы он повышал голос на кого-то из своих сотрудников, худрук всегда разговаривал со всеми очень вежливо и уважительно, постоянно пребывая в хорошем настроении. Наш герой стойко, мужественно держится и сейчас, не желая подписывать никаких бумаг, «упавших» свыше.
В его рабочем кабинете постоянно толпились самые разные люди, артисты филармонии, его друзья и гости из других городов. Уезжая тогда из занесённого снегом, морозного Ярославля, я знала, что ещё точно сюда вернусь.
И оказалась права. В следующий раз, я прогуливалась здесь уже в мае, когда на оживлённых, согретых весенним солнцем городских улочках распускались листья, расцветали цветы. Ярославль, словно сбросив с себя ледяное зимнее одеяние, оттаял и выглядел совсем иначе, чем в холодный период времени. 13 мая 2013-го года, совместно с посольством Израиля в России, Ярославская государственная филармония проводила концерт «Надежда», приуроченный к 65-летию образования Государства Израиль, с участием тогдашней Атташе по культуре израильского посольства, Г-жи Яффы Оливицки. В поездке её сопровождал супруг.
Инициатором этого изумительного, мощного сценического действа стал Мурад Аннамамедов, а дирижировал оркестром музыкант с мировым именем Сергей Ханукаев, прилетевший из США. На концерте прозвучали произведения П.Бен-Хаима «Фанфары Израилю», Леонида Гофмана «Divertimento ebraico», а также сочинения Аарона Гурова «Книга клезмеров» и Четвертая симфония Феликса Мендельсона. Солистами выступили: лауреат международных конкурсов Илья Гофман (скрипка) и Валентин Дубовский (кантор).
Отмечу, что «Книга клезмеров» была тогда исполнена в память об Аароне Гурове, 45-летнем израильском композиторе, в 2002-м году трагически погибшем от пуль арабских террористов. Концерт, завершившийся бурными аплодисментами и гимном Израиля «Атиква» (версия композитора Леонида Гофмана) состоялся, благодаря поддержке Департамента культуры Ярославской области, посольства Государства Израиль в РФ, Ярославской государственной филармонии и руководства Концертного зала им. Л.В.Собинова.
А потом, Мурад Атаевич, утопая в букетах цветов, подаренных благодарными зрителями, пригласил нас, гостей из Москвы, Израиля, США — к себе в гости, познакомил со своей супругой, усадил за длинный, красивый стол, накрытый шикарными разносолами и тающими во рту яствами, с пряными, терпкими нотками туркменского гостеприимства. Наши уютные, бесподобные совместные посиделки, плавно перевалившие за полночь, навсегда остались в памяти. Мы шутили, смеялись, рассказывали анекдоты, обсуждали минувший концерт, с лиц будто спали все маски, преграды, условности, прочь ушли волнение и напряжение этого насыщенного, бесконечного дня. Мурад Атаевич с удовольствием зачитывал нам что-то из своих авторских произведений, декларировал стихи, его было очень интересно и приятно слушать.
В 2023-м году, я обратилась к мастеру с необычной просьбой — подписать письмо поддержки, чтобы в Ярославле наконец-то установили мемориальную доску Федору Красавину, генерал — майору, уроженцу Ярославской области, командиру 100-й Львовской дивизии, принимавшей участие в освобождении самого страшного лагеря смерти Аушвиц-Биркенау, 27 января 1945 г. Как раз за это, несколько лет, абсолютно безуспешно «сражалась» группа педагогов из Ярославля, а идея установки доски принадлежала сотрудникам московского Центра «Холокост». Конечно же, Мурад Атаевич, вообщем-то, не имея к этой теме никакого служебного и личного отношения, нам не отказал, а сразу составил и подписал такую бумагу в адрес городских властей и серьёзно занялся этим вопросом, вместе с методистом, педагогом, региональным представителем Центра «Холокост» в Ярославле, Еленой Геннадьевной Козюрой.
И вот, словно в доброй сказке со счастливым финалом, 9 мая 2023 г., в городке Любиме Ярославской области, состоялся торжественный митинг, посвященный 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Долгожданным событием этого праздничного действа стало открытие на Аллее героев памятной доски Ф.М.Красавину.
Особую благодарность, за поддержку проекта «Для памяти потомству своему… Возвращаем забытые имена земляков: Ф.М.Красавин» инициативная группа выразила нашему герою: «Яна, здравствуйте! Думаю, что это — неплохой результат для столь затяжного процесса. Огромное спасибо вам за помощь, а, главное, за Марата Атаевича. Уверена, что именно его «волшебный пинок» оказал на всю ситуацию магическое воздействие.» — воодушевлённо написала мне на следующий день после открытия доски вышеупомянутая Елена Козюра.
И что бы не произошло дальше, как бы не распорядилась жизнь, лично для меня Ярославль всегда будет ассоциироваться с местной государственной филармонией и человеком высочайшего уровня культуры и образования, который столько лет знакомит своих зрителей с непревзойденным миром искусства и творчества, именитым дирижёром Мурадом Атаевичем Аннамамедовым.
Автор: Яна Любарская