КультураХолокост

Студенты Машкова показали дипломный спектакль о судьбе евреев во Второй мировой войне

Поделиться:

Самые молодые в стране дипломированные актеры обратились к «Дневнику Анны Франк».

Вместо официальной части выпускного у артистов колледжа Олега Табакова — показ дипломного спектакля. Вместо родных и близких — однокурсники, педагоги и важные гости.
Самые молодые в стране дипломированные актеры обратились к «Дневнику Анны Франк»

Но атмосфера в зрительном зале кажется вполне семейной. Особенность театральной школы Олега Табакова в том, что студенты все время учебы живут в школе-пансионе. В театральную школу поступают после 9 и 10 класса, а учатся в ней — пять лет, по экспериментальной программе, в которой сочетается среднее специальное и высшее актерское образование.

Педагоги и младшие товарищи переживают за «своих»: говорят, на выпускной показ пригласили важных гостей. В составе «дипломной комиссии» — режиссер Карен Шахназаров, руководитель Департамента культуры Москвы Алексей Фурсин, ректор Театрального института им.М.С.Щепкина Борис Любимов.

Студентов театральной школы Олега Табакова представляет Владимир Машков: в этот день он — не худрук «Табакерки» и теперь «Современника», но директор, педагог и мастер. Это первый полностью его выпуск в театральной школе. Ребятам суждено стать первопроходцами в еще одной сфере: они станут самыми молодыми артистами с дипломами о высшем образовании. Владимир Машков рассказывает:

— В этом году Театральной школе Олега Табакова будет 15 лет. Задумывалась она нашим небесным художественным руководителем Олегом Павловичем как колледж. Ребята выходили со средним-специальным образованием. С таким уровнем образования молодых актёров могли не взять в академические театры, и молодые люди, которые учились в колледже, должны были поступать снова, чтобы получить высшее образование. Так тратилось на обучение 8 лет, хотя ребята должны были быть уже на сцене.

После показа дипломного спектакля ребятам вручили золотые и серебряные знаки отличия. Дипломным спектаклем выбрали «Дневника Анны Франк»по которому и сделана постановка «Убежище». Это бескровный рассказ об ужасах Второй мировой войны. Ни одного совершенного «в открытую» убийства: только воспоминания нидерландской девочки-еврейки Анны Франк, переплетающиеся с другими документальными свидетельствами и историями из концлагерей.

Все, что есть на сцене — это убежище. Тесный чердак над конторкой Отто Франка — пространство условное. Балки сходятся над головами героев в невысокую крышу, а на ширмы, что заменяют в этой временной «квартире» стены, не натягивают ткань — очевидно, чтобы сохранить ощущение замкнутости и вынужденной близости.

Спектакль начинает взрослая Анна Франк. Яна Сексте — одна из режиссёров спектакля, педагог театральной школы и актриса Театра Табакова — говорит от лица Анны, которой никогда не было и не будет. Писательница Франк говорит, что всегда хотела жить очень долго и по-настоящему. Но такого никогда не случится.

В 1942-ом девочка Анна (Лада Чемезова) со своей семьей (Отто Франк — Константин Большаков, Эдит Франк — Диана Булавина, Марго Франк — Нелли Хапёрская) прячется на чердаке от нацистских преследований. С ними в убежище живет семья Ван Даанов (Герман — Максим Пархомчук, Августа — Софья Бейман, Петер — Гордей Яшин) и врач Альфред Дюссель (Григорий Науменко).

Для того, чтобы сохранить жизнь и остаться незамеченными, герои должны молчать. Всеми способами беречь тишину, даже когда хочется кричать и плакать от несправедливости. После шести часов вечера, когда рабочий день в конторе заканчивается — они обретают несколько хрупких мгновений нормальной, обычной жизни, в которой им можно носить обувь и слушать любимую музыку. Повезет, если это счастье не нарушит известие о бомбежке или неожиданный стук в дверь.

В этой напряженной обстановке Анна в исполнении Лады Чемезовой кажется лучиком надежды. Трио детей — Петер, Анна и Марго — с самого начала отвечают на сцене за искренность. Взрослые — скрывают чувства и пытаются сохранить иллюзию нормальной жизни. Но за два года, проведенных вместе, эта иллюзий покрывается сеткой сомнений и трещин.

Эмоциональный рисунок отдельных образов и образа всего спектакля — достаточно насыщенный и непредсказуемый. Молодые артисты работают с возрастными ролями, с достаточно сложным материалом. Быт еврейских семей, скрывающихся от неминуемой смерти на чердаке, ни в одной сцене не кажется беззаботно-счастливым: например, герои за одну сцену переходят от празднования Хануки к коллективному нервному срыву, а свидание влюбленных заканчивается скандалом.

Но кульминацией бытового напряжения станет сцена, в которой Германа Ван Даана уличают в воровстве. Сцена, которая разрушает и без того хрупкое семейное равновесие между живущими в состоянии перманентного ужаса — разрешается торжеством мира и человечности.

История Анны Франк перемежается с другими документальными вставками из воспоминаний людей, которые прошли концлагерь. Достоинство спектакля в том, что он напоминает об истории еврейской трагедии во Второй Мировой Войне. Выпускники школы Табакова рассказывают со сцены о желтых нашивках со звездами Давида, экспериментах Йозефа Менгеля, трудовых лагерях и лагерях смерти. Самое важное во всех этих историях — человечность. Способность сохранять веру в добрые силы и мечту, даже когда окружает опасность и беспросветная тьма.

Воспоминания героев о том, как нацисты действовали в обычной жизни, вскрывают обратную сторону «банальности зла» и напоминают о том, как на самом деле выглядел немецкий фашизм. Прививка истории, которая в условиях нынешней информационной войны просто необходима.

Источник фото.

Больше в:Культура

Культура

Человек оркестр

Как быстро и безжалостно катится волна времени, периодически захлёстывая пенным перекатом. Картины жизни движутся всё ...
Культура

Искусство помогать

Выставка картин главного реформистского раввина России даст импульс благотворительным программам. «У каждого есть свое время ...