Начнем праздновать вечером 22 апреля.
Песах, известный также как Праздник Опресноков, является одним из самых значимых и древних праздников еврейского народа. Он знаменует исторический Исход евреев из Египта, где они томились в рабстве, и их освобождение, — обретение долгожданной свободы.
Само название «Песах» происходит от слова «пасах», что означает «миновать», «пройти мимо». Оно отсылает к событиям Десятой казни, которой Б-г поразил Египет, истребив всех первенцев, но миновав жилища евреев, отмеченные кровью жертвенных ягнят.
Празднование Песаха начинается в сумерках 14 числа месяца Нисан (22 апреля в этом году). Торжества длятся 7 дней в Израиле и 8 дней в диаспорах. Первый и последний дни считаются нерабочими, а промежуточные — праздничными буднями с сокращенным рабочим графиком.
Песах также символизирует приход весны, пробуждение природы к новой жизни. Это праздник обновления, достоинства и чести человека, избавившегося от оков рабства.
Центральной темой Песаха является Исход евреев из Египта около 3000 лет назад. Евреи, угнетаемые египтянами, жили в рабстве, их мучили непосильным трудом. Но фараон не желал их отпускать, пока Б-г не наслал на Египет десять казней, последней из которых стало истребление всех первенцев.
Чтобы избежать казни, евреи пометили косяки своих дверей кровью жертвенных ягнят, и Ангел Смерти прошел мимо. После этой страшной ночи фараон вынужден был освободить еврейский народ. Под предводительством Моисея наши предки покинули Египет, прошли через расступившееся Красное море и 40 лет скитались по пустыне, прежде чем достичь Земли Обетованной.
Главная традиция Песаха — уничтожение из дома всего квасного или хамеца — любой закваски и продуктов, которые могут забродить. Евреи, спешно покидая Египет, не успели заквасить тесто и взяли с собой лишь пресные лепешки — мацу, которая и стала в итоге главным блюдом праздника.
В преддверии Песаха евреи тщательно убирают свои дома, очищая их от малейших крошек хамеца.
Перед началом центральной трапезы праздника — Седера — нужно подготовить специальное блюдо с особыми видами еды. Это делается потому, что пища каждого вида подчеркивает одну из центральных идей Песаха.
Три мацы, с помощью которых мы исполним заповедь есть мацу в пасхальную ночь.
Горькая зелень (марор) – листья салата или хрен. Когда существовал Храм, нам было заповедано есть горькую зелень вместе с мясом пасхальной жертвы, а после его разрушения заповедь есть марор.
В память о пасхальной жертве на блюдо принято класть кусочек мяса с костью (зроа). Это мясо также напоминает нам о том, что Господь вывел нас из Египта «мышцею простертою» (зроа нетуя). Мясо нужно зажарить на огне, подобно тому, как жарили пасхальную жертву.
В память о жертве хагига на пасхальное блюдо принято класть вареное яйцо. Этот обычай объясняется тем, что яйцо, по причине его круглой формы, обычно подают скорбящим в знак утешения, чтобы напомнить им, что весь мир крутится, как колесо, и все проходит – пройдет и их скорбь. Подобно этому, в Песах мы утешаемся тем, что Храм будет вскоре отстроен и в нем возобновятся пасхальные и праздничные жертвоприношения. Кроме того, слово «яйцо» по-арамейски (бейа) означает также «просьба».
На пасхальное блюдо кладут также карпас – овощ, который едят, прежде чем приступить к чтению Агады. Рядом ставят блюдечко с уксусом или соленой водой, чтобы обмакивать карпас. Перед тем как съесть карпас, все участники Седера должны совершить дополнительное омовение рук.
На блюдо кладут и харосет – сладкую смесь из тертых фиников, яблок, бананов и орехов, разбавленную вином. Своим видом она напоминает глину, из которой наши предки делали в Египте кирпичи. В харосет обмакивают марор перед тем как его съесть.
Песах — это один из краеугольных камней еврейской традиции и идентичности. Он напоминает о великом событии в истории нашего народа, обретении свободы, а также воплощает ценности обновления, достоинства и освобождения от пут рабства — физического и духовного.